Назад
Новости

НДС 22%: как новый налог ударит по логистике и ВЭД

С 1 января 2026 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в России вырастет с 20% до 22%. Решение принято для пополнения федерального бюджета, который, по данным Минфина, в 2025 году недополучил 1,19 трлн рублей от НДС. Основная причина — снижение объема и стоимости импорта в рублях. Укрепление национальной валюты и изменение структуры ввозимых товаров (меньше техники и автокомпонентов, больше сырья) привели к уменьшению налоговой базы.

Для логистического и внешнеэкономического сектора это повышение станет одним из самых ощутимых налоговых изменений последнего десятилетия.

Как рост НДС повлияет на логистику

Повышение ставки приведёт к росту себестоимости логистических услуг во всех звеньях цепочки поставок. Особенно заметно это будет в следующих сегментах:

Автоперевозки

  • Увеличение НДС автоматически поднимет стоимость топлива, запчастей, обслуживания и лизинговых платежей.

  • «Белые» компании, работающие по полной бухгалтерии, столкнутся с ростом реальных издержек, не компенсируемых повышением ставок.

  • Риски ухода части рынка в серую зону возрастут, что приведёт к ценовой нестабильности.

Железнодорожные перевозки

  • Ожидается рост тарифов и стоимости контейнерных перевозок на несколько процентов.

  • Из-за высокой ключевой ставки ЦБ и подорожания логистических услуг произойдёт снижение рентабельности экспедиторов.

  • Внутрироссийские цепочки поставок (например, между Санкт-Петербургом и Новороссийском) также подорожают.

Морская логистика и мультимодальные перевозки

  • Удорожание терминальных услуг, хранения, оформления экспортных контейнеров и морских фрахтовых сборов, поскольку все эти операции облагаются НДС.

  • Повышение затрат на оформление экспортных контейнеров, таможенное декларирование и подготовку грузов к морской отправке напрямую скажется на конечной цене услуг.

Давление на оборотный капитал и ставки по кредитам

Главный риск — увеличение нагрузки на оборотный капитал.
Логистические компании часто работают с отсрочкой платежа, поэтому им придется платить НДС авансом до получения выручки.
С учетом высокой ключевой ставки ЦБ (более 15%), финансирование налоговых обязательств через заемные средства станет дорогим, а иногда и невозможным.

Это приведёт к росту тарифов на 1–3% в среднем, которые перевозчики переложат на клиентов. В совокупности с другими факторами (топливо, страхование, портовые сборы) это создаст эффект цепного удорожания услуг.

Удар по малому и среднему бизнесу в логистике

Наибольшее давление ощутят малые и средние логистические компании, особенно те, кто ранее работал на патентной системе налогообложения (ПСН) или упрощённой системе (УСН).

С 2026 года планируется:

  • Снизить лимит дохода для работы без НДС с 60 млн до 10 млн рублей;

  • Отменить патент для грузоперевозок;

  • Перевести большинство ИП на общую систему налогообложения (ОСНО).

Это означает рост административной нагрузки, необходимость регулярной отчётности, ведения книги покупок и продаж, а также фактическое повышение стоимости услуг из-за включённого НДС.

Что делать компаниям ВЭД уже сейчас

Чтобы смягчить последствия, бизнесу следует пересмотреть договорные условия уже в 2025 году:

  1. Формулировка цены: указывать, что стоимость указана без НДС, а налог рассчитывается по ставке, действующей на дату отгрузки.

  2. Резервирование бюджета: заложить 2–3% запас в ценах на услуги и товары для компенсации налоговой нагрузки.

  3. Переоценка контрактов: обновить внешнеэкономические контракты (ВЭК), где указаны фиксированные ставки.

  4. Оптимизация цепочек поставок: рассмотреть перенос части операций (перетарка, упаковка, оформление экспортных контейнеров) в регионы с более низкими издержками.

  5. Использовать обратный НДС при импорте, чтобы снизить кассовый разрыв.

Что ждёт рынок в 2026 году

Повышение НДС до 22% станет новой реальностью для всей логистической отрасли.
Для крупных компаний с прозрачной бухгалтерией это приведёт к росту расходов, но не станет критичным.
А вот для малого бизнеса, работающего на грани рентабельности, дополнительная налоговая нагрузка может стать последней каплей — часть игроков уйдёт с рынка или перейдёт в тень.

В итоге мы увидим:

  • Консолидацию рынка логистики вокруг крупных сетевых операторов;

  • Рост тарифов на все виды перевозок;

  • Снижение числа мелких автоперевозчиков;

  • И усиление влияния крупных интеграторов ВЭД.

База знаний

Связаться с нами

Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков