Incoterms 2020: что это такое и как применяется в логистике
Incoterms (International Commercial Terms) — это международные правила, определяющие условия поставок в рамках внешнеэкономической деятельности. Они устанавливаются Международной торговой палатой (ICC) и являются универсальным инструментом для урегулирования вопросов, связанных с транспортировкой, оплатой и распределением рисков между сторонами сделки.
Версия Incoterms 2020, вступившая в силу с 1 января 2020 года, представляет собой обновлённый и уточнённый набор правил, разработанный с учетом современных реалий торговли и логистики. Она заменила предыдущую редакцию 2010 года, внесла изменения в формулировки, структуру и применение правил.
Зачем нужны Incoterms?
Incoterms служат для четкого определения обязательств продавца и покупателя на всех этапах транспортировки. Они регулируют вопросы:
- кто несет ответственность за организацию перевозки;
- кто оплачивает доставку и страховку;
- на каком этапе передаются риски за груз;
- где происходит доставка.
Использование Incoterms минимизирует риск недопонимания между сторонами, особенно в международных контрактах, где могут быть языковые и правовые различия.
Основные изменения в Incoterms 2020
-
Распределение ответственности за страхование (CIP и CIF):
В правилах CIP (Carriage and Insurance Paid To) минимальные требования к страхованию повышены до уровня "все риски" (Institute Cargo Clauses A). В правилах CIF (Cost, Insurance and Freight) остались прежние минимальные требования (Institute Cargo Clauses C). -
Возможность использования собственного транспорта:
В терминах FCA (Free Carrier), DAP (Delivered at Place), DPU (Delivered at Place Unloaded) и DDP (Delivered Duty Paid) стороны могут договариваться об использовании собственного транспорта, а не привлекать третьих лиц. -
DPU вместо DAT:
Термин DAT (Delivered at Terminal) был переименован в DPU (Delivered at Place Unloaded), что отражает возможность доставки в любое место, а не только в терминал. -
Упрощённое описание обязанностей сторон:
В новой редакции правила более четко описывают обязательства продавца и покупателя, что упрощает их понимание и применение. -
Уточнение FCA:
При использовании FCA продавец может согласовать с покупателем отметку о погрузке на судно, даже если фактически он не присутствует при погрузке.
Термины для любых видов транспорта
EXW (Ex Works / Франко завод)
Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своём предприятии или ином согласованном месте. Все расходы и риски, связанные с транспортировкой, ложатся на покупателя.
Применение: Используется, если покупатель готов самостоятельно организовать транспортировку.
FCA (Free Carrier / Франко перевозчик)
Продавец доставляет товар перевозчику или иному лицу, указанному покупателем, в согласованное место.
Применение: Подходит для мульти-модальных перевозок, когда груз доставляется к первому перевозчику.
CPT (Carriage Paid To / Фрахт/перевозка оплачены до)
Продавец оплачивает перевозку товара до согласованного места назначения, но риски переходят к покупателю в момент передачи товара первому перевозчику.
Применение: Используется, если продавец берет на себя организацию транспортировки, но не страхование.
CIP (Carriage and Insurance Paid To / Фрахт/перевозка и страхование оплачены до)
Продавец оплачивает перевозку и страхует груз на случай повреждения или утраты до указанного места назначения.
Применение: Удобно, когда покупатель хочет минимизировать риски во время транспортировки.
DAP (Delivered At Place / Поставка в пункте)
Продавец доставляет груз в указанное место назначения, но не отвечает за разгрузку. Все риски несет продавец до момента доставки.
Применение: Часто используется при автоперевозках и складских поставках.
DPU (Delivered At Place Unloaded / Поставка в пункте с разгрузкой)
Продавец несет ответственность за доставку и разгрузку товара в указанном месте.
Применение: Идеально для покупателей, которые хотят получить товар готовым к использованию или дальнейшей транспортировке.
DDP (Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин)
Продавец отвечает за доставку товара, включая оплату пошлин и налогов, до указанного места назначения. Покупатель не несет никаких расходов или рисков до получения товара.
Применение: Подходит для поставок "под ключ", когда продавец берет на себя все обязательства.
Термины для морского и внутреннего водного транспорта
FAS (Free Alongside Ship / Франко вдоль борта судна)
Продавец доставляет товар к борту судна, указанного покупателем, в порту отгрузки. Покупатель несет риски и расходы с момента размещения груза вдоль борта судна.
Применение: Используется при экспорте навалочных грузов или сырья.
FOB (Free On Board / Франко борт)
Продавец доставляет товар на борт судна в порту отгрузки. После этого риски переходят к покупателю.
Применение: Один из самых популярных терминов для морских перевозок.
CFR (Cost and Freight / Стоимость и фрахт)
Продавец оплачивает транспортировку до порта назначения, но риски переходят к покупателю после погрузки на судно.
Применение: Удобен для покупателя, если он хочет сэкономить на фрахте, но готов взять риски на себя.
CIF (Cost, Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт)
Продавец оплачивает перевозку и страхование до порта назначения, но риски переходят к покупателю после погрузки на судно.
Применение: Часто используется в международной торговле для поставок морским транспортом.
Ниже приведена таблица, следует за логикой транспортировки и ответственностей сторон, начиная с минимальной ответственности продавца (EXW) до максимальной (DDP).
Термин | Кто несет расходы? | Кто несет риски? | Примечания |
EXW | Покупатель | Покупатель | Продавец передает товар на своём предприятии |
FCA | Продавец до места передачи, далее покупатель | Продавец до передачи первому перевозчику | Удобно для мультимодальных перевозок. Место передачи может быть как склад продавца, так и транспортная компания |
FAS | Покупатель | Продавец до момента размещения вдоль борта судна | Покупатель организует погрузку на судно |
FOB | Покупатель | Продавец до момента погрузки на судно | Подходит для поставок, когда продавец отвечает только за погрузку на борт судна |
CFR | Продавец до порта назначения | Продавец до момента погрузки на судно | Продавец оплачивает транспортировку, но покупатель берет на себя риски с момента погрузки на судно |
CIF | Продавец до порта назначения | Продавец до момента погрузки на судно | Продавец оплачивает фрахт и страхование груза до порта назначения |
CIP | Продавец до места назначения | Продавец до передачи первому перевозчику | Включено страхование "все риски". Рекомендуется для международной торговли, где требуется минимизация рисков покупателя |
CPT | Продавец до места назначения | Продавец до передачи первому перевозчику | Продавец оплачивает перевозку, но не включает страхование. Покупатель отвечает за груз после передачи перевозчику |
DAP | Продавец до места назначения | Продавец до момента доставки на место | Продавец доставляет груз в указанное место, но не несет ответственность за растаможивание и разгрузку |
CPT | Продавец до места назначения | Продавец до передачи первому перевозчику | Продавец оплачивает перевозку, но не включает страхование. Покупатель отвечает за груз после передачи перевозчику |
DAP | Продавец до места назначения | Продавец до момента доставки на место | Продавец доставляет груз в указанное место, но не несет ответственность за растаможивание и разгрузку |
DPU | Продавец до места назначения | Продавец до момента разгрузки | Продавец обеспечивает доставку и разгрузку. Подходит для складских операций или доставки в терминалы |
DDP | Продавец до места назначения | Продавец до момента передачи покупателю | Продавец берет на себя все обязательства, включая оплату пошлин, налогов и таможенных процедур |
Применение Incoterms 2020 в логистике
Выбор подходящего термина
Для успешного использования Incoterms в логистике важно выбрать правильный термин, соответствующий условиям контракта. Например:
- EXW (Ex Works): продавец передает товар на своём предприятии, покупатель берет на себя все затраты и риски.
- FOB (Free On Board): продавец несет ответственность за доставку груза на борт судна, после чего риски переходят к покупателю.
- DAP (Delivered at Place): продавец организует доставку до согласованного места, не оплачивая растаможивание.
Распределение рисков
Incoterms четко фиксируют момент перехода рисков от продавца к покупателю, что особенно важно при международных перевозках, где высока вероятность форс-мажорных ситуаций.
Оптимизация логистики
Использование Incoterms помогает минимизировать затраты на транспортировку и страхование. Например, при выборе CIP продавец обеспечивает страхование груза, что освобождает покупателя от поиска страховщика.
Согласование транспортных документов
Согласно Incoterms, продавец и покупатель обязаны обеспечить наличие всех необходимых документов, таких как коносаменты, счета-фактуры, сертификаты происхождения и др. Это особенно важно в условиях сложных цепочек поставок.
Примеры использования
Экспорт товаров из Китая в Россию
Компания-покупатель из России заключает контракт с китайским производителем на условиях FOB. В данном случае:
- Продавец доставляет товар до порта отправления в Китае и организует погрузку на судно.
- Покупатель отвечает за фрахт судна, страхование и все расходы после погрузки.
Импорт из Европы по DDP
Если покупатель хочет минимизировать свои риски и затраты, он выбирает DDP. Продавец берет на себя полную ответственность за транспортировку, таможенное оформление и доставку до двери покупателя.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей!
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков