Назад
26.12.2024
Новости

Крушение танкеров и разлив мазута в Черном море 2024

Крушение танкеров и разлив мазута в Черном море 2024

15 декабря 2024 года в Керченском проливе произошло событие, которое назвали одной из крупнейших экологических катастроф последнего десятилетия. 

Два танкера российского производства, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие около 9,2 тыс. тонн мазута, потерпели крушение в условиях сильного шторма:

  • «Волгонефть-212»: судно длиной 136 метров и шириной 16 метров (построено в 1969 году) разломилось на две части и село на мель в 8 километрах от берега. Причиной стал сильный шторм (волнение моря до 7 баллов). На борту находились 13 членов экипажа, один из которых погиб, а 11 были госпитализированы с переохлаждением.
  • «Волгонефть-239»: танкер длиной 132 метра и шириной 17 метров (построен в 1973 году) сел на мель в 80 метрах от берега в районе порта Тамань. Все 14 членов экипажа эвакуированы без серьёзных травм.

Капитанам танкеров было предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (ст. 263 УК). Капитана «Волгонефти-212» арестовали, капитан «Волгонефти-239» был отправлен под домашний арест.



Причины разлива мазута


Разлив мазута произошел в результате аварии на одном из танкеров, проходивших вблизи порта Новороссийска. По предварительным данным, причиной аварии стала техническая неисправность в системе перекачки топлива и неблагоприятные погодные условия, включая сильный ветер и волнения на море.

Известно, что судно принадлежало крупной международной компании, занимающейся транспортировкой нефтепродуктов. Авария произошла в момент перевалки топлива с судна на плавучую платформу. Инцидент выявил недостатки в техническом обслуживании и проверке оборудования:

  • Старение судов: Оба танкера были построены в 1960-х и 1970-х годах и значительно превысили максимальные сроки эксплуатации, что могло способствовать их разрушению в сложных погодных условиях.
  • Неподготовленность к шторму: Суда, изначально предназначенные для речных перевозок, не были рассчитаны на сильные морские шторма, что сделало их уязвимыми в открытом море.


Масштаб происшествия


По данным Министерства экологии, площадь загрязнения составила более 10 квадратных километров. Основной удар пришелся на прибрежную зону, что вызвало загрязнение пляжей и негативное воздействие на флору и фауну региона.

По оценкам экспертов, в море попало более 500 тонн мазута, что делает этот разлив одним из крупнейших за последние десять лет. Вдоль побережья были обнаружены мертвые рыбы, птицы, а также пострадавшие морские черепахи, нуждающиеся в спасении и реабилитации. Мазутная пленка достигла побережья Анапы, что вызвало временное закрытие пляжей и запрет на купание.



Экологические последствия


Разлив мазута представляет серьезную угрозу для экосистемы Черного моря:

  • Загрязнение воды: Нефтепродукты образуют пленку на поверхности воды, препятствуя проникновению кислорода и нарушая баланс экосистемы.

  • Гибель морских обитателей: Рыбы, моллюски и другие морские организмы страдают от токсического воздействия мазута. Многие из них погибают из-за нарушения дыхательных функций.

  • Потеря биоразнообразия: Загрязнение негативно влияет на экосистему в долгосрочной перспективе, приводя к снижению популяции редких видов.

  • Загрязнение пляжей: Прибрежные зоны загрязнены мазутом, что делает их непригодными для отдыха и наносит ущерб туристической отрасли региона. Экономические потери оцениваются в миллионы рублей.



Ликвидация последствий


В первые дни после аварии в Анапе ликвидацией последствий занимались исключительно волонтёры. Без государственной поддержки и средств индивидуальной защиты (СИЗ) они вручную собирали мазут, что вызывало у многих симптомы удушья. Собранный мазут складывали в мешки, но их не вывозили — повреждённые мешки снова пропускали мазут в песок, усугубляя ситуацию.

Отсутствие реакции:

  • Виновники аварии не сделали заявлений и не приняли участия в ликвидации последствий.
  • Государственная помощь поступила с задержкой, что увеличило масштабы загрязнения.

Основные меры, предпринятые позднее:

  • Барьеры для предотвращения распространения нефтепродуктов были размещены, но масштабы утечки усложнили локализацию пятен.
  • Используются суда с нефтесборщиками и дроны, оснащённые датчиками для поиска пятен. Однако большая часть мазута осела на дне и в водорослях, где его трудно удалить.
  • Привлечено более 800 человек, включая волонтёров и специализированные организации. Очистка проводится вручную и механически, но загрязнение глубоко проникло в грунт.
  • Пострадавших птиц и морских черепах доставляют в реабилитационные центры, где их очищают и лечат. Спасение ограничено из-за нехватки ресурсов.
  • Экологи прогнозируют, что с потеплением мазут начнёт возвращаться на берег, что приведёт к новым загрязнениям. На восстановление экосистемы может уйти от 5 до 15 лет.

Худшее впереди:

Большая часть мазута остаётся в море, продолжая отравлять морскую флору и фауну. Это создаёт долгосрочные экологические риски для Чёрного моря и побережья.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей!
База знаний

Связаться с нами

Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных