Миллиардные пошлины США на китайские суда

В складском ангаре в Германии лежит 16 000 тонн стальных труб, предназначенных для энергетического мегапроекта в Луизиане. Этот груз должен был уже отправиться через Атлантику, но вместо этого застрял из-за инициативы США: ввести гигантские пошлины — до 3,5 млн долларов — на китайские суда, заходящие в американские порты.
Для логистического оператора сделки, компании Mercury Group, это решение стало шоком. По словам её представителя Хосе Северина, на маршруте из Европы в США 80% судов построены в Китае — а значит, каждый рейс теперь может стоить вдвое или втрое дороже. И таких кейсов — десятки, если не сотни, по всему миру.
Эта мера — часть масштабной кампании, инициированной Управлением торгового представителя США (USTR), с целью сократить влияние Китая на мировое судостроение и логистику. Сегодня китайские верфи строят более половины всех коммерческих судов в мире. Для сравнения: в 1999 году доля Китая не превышала 5%, а в 2024-м США построили лишь 0,01% мирового тоннажа.
В отчете USTR говорится, что Китай использует своё доминирование для контроля над поставками, ценами и доступом к торговым путям. Китайская государственная судостроительная корпорация в ответ заявила, что такие меры нарушают правила ВТО.
Слушания в Вашингтоне: страх перед экономическим цунами
2-дневные слушания, стартовавшие в понедельник в Вашингтоне, собрали представителей всех звеньев цепи поставок: фермеров, транспортных компаний, судостроителей. Один за другим, участники высказывают тревогу: новые пошлины могут обрушить торговлю сильнее, чем тарифы Трампа.
«Это угроза даже серьёзнее, чем прежние тарифы — ударят по всей логистике», — говорит Джонатан Голд, вице-президент Национальной федерации розничной торговли. По его словам, крупные судоходные компании уже планируют отказаться от заходов в мелкие порты, такие как Окленд, Чарлстон или Филадельфия, что приведет к потере рабочих мест и доходов для целых регионов.
Декларация намерений: возродить американское судостроение
Конгрессвумен Дебби Дингелл отметила, что США за последние десятилетия утратили более 70 000 рабочих мест на верфях и сейчас занимают лишь 19-е место в мире по судостроению. «Мы строим меньше 10 коммерческих судов в год, а Китай — более тысячи», — заявила она. Дингелл поддержала предложение USTR обязать перевозить часть американских товаров на судах, построенных и зарегистрированных в США.
Однако бизнес-сообщество предупреждает: эти меры не возродят судостроение, но нанесут колоссальный урон американской экономике. Цены вырастут, экспорт пострадает, торговля уйдет в канадские и мексиканские порты, фрахт подорожает, а инфляция внутри страны усилится.
Миллиардные сборы и недовольство отрасли
По подсчетам Clarksons Research, новая пошлина может приносить в бюджет США от $40 до $52 млрд. Но представители отрасли не верят, что эффект будет положительным. Джо Крамек, глава World Shipping Council, заявил:
«Это — шаг назад. Он только навредит бизнесу, потребителям и фермерам, повысив цены и лишив людей работы».
А Джон МакКаун, ветеран отрасли морских перевозок, выразился еще резче:
«Если вы хотите обрушить мировую торговлю — делайте так. Это настоящая катастрофа».
Политика и идеология: «Make Shipbuilding Great Again»
USTR начал расследование в 2023 году по просьбе крупных профсоюзов. Итоговый отчет, представленный накануне инаугурации Трампа, заявил о попытке Китая захватить глобальную морскую отрасль. Новый президент получил в наследство эту проблему и сейчас намерен действовать решительно.
Проект USTR предлагает штрафовать компании, в зависимости от доли китайских судов в их флоте. Ставки могут достигать $3,5 млн за одно судозаход. Под удар попадают:
-
83% всех контейнерных судов,
-
2/3 судов-автовозов,
-
почти треть танкеров с нефтью.
Кроме того, проект предусматривает, что всё больше американских товаров (агро, химия, потребительские товары) должны перевозиться исключительно на американских судах.
Но судовладельцы предупреждают: США не способны быстро обеспечить нужные мощности. Местные верфи заняты заказами ВМС, дефицит моряков сохраняется, а иностранные верфи уже перегружены. Это подтверждает пример Atlantic Container Line: в 2012 году они хотели заказать пять судов в Японии или Корее, но получили отказ. Американские верфи сказали, что ждать придется 7 лет. В итоге — суда заказали в Китае.
«Нас хотят обанкротить за решение, принятое 13 лет назад, когда США просто не могли нам помочь», — заявил глава ACL Эндрю Эбботт.
Поддержка есть, но осторожная
Некоторые выступающие поддержали меры — как шаг к борьбе с нечестной конкуренцией Китая.
«Если эти меры реализовать полностью, они восстановят экономическую безопасность и дадут импульс судостроению в США», — считает Скотт Пол, президент Альянса за американское производство.
Тем не менее, эксперты уверены: меры будут пересмотрены. Возможно, пошлины снизят, или вовсе отменят. Но часть инициатив, скорее всего, останется в силе.
Новый фронт в торговой войне
Параллельно обсуждается черновик указа «Make Shipbuilding Great Again» — с созданием фонда поддержки судостроения за счет пошлин и давлением на союзников для совместного противостояния Китаю.
Тем временем, крупные судоходные компании уже просчитывают последствия. Миллионные пошлины заставят их избегать мелких портов, что разрушит локальные рынки и ударит по экспортёрам с низкой маржой. А нехватка новых судов, из-за перегруженности азиатских верфей, рискует оставить рынок с устаревающим флотом.
Финал пока не ясен
Решение USTR ожидается в ближайшие недели. А стальные трубы в Германии продолжают пылиться на складе.
«Проект в Луизиане всё равно должен быть реализован. Нам всё равно нужен этот груз», — говорит Северин.
Источник: Billion-Dollar US Levies on Chinese Ships Risk ‘Trade Apocalypse’
Подписывайте на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей! Читать последнюю новость: https://t.me/partner_td.
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков