Блокировка Ормузского пролива в июне 2025
Ормузский пролив — один из важнейших стратегических маршрутов в мировой торговле нефтью и сжиженным природным газом. Через этот узкий морской проход между Ираном и Оманом ежедневно проходит до 20% мировой нефти и более 30% СПГ, направляющихся в Азию, Европу и США. Любые угрозы его блокировки неизбежно вызывают тревогу на глобальных рынках. В июне 2025 года такие угрозы вновь обрели реальность на фоне эскалации конфликта между Ираном, Израилем и США.
Повод для эскалации: атаки Израиля и удары США
Ночью 13 июня Израиль начал операцию против Ирана, обвинив его в создании военной ядерной программы. Целями ударов стали объекты в Натанзе, Фордо и Исфахане, где сосредоточены ключевые компоненты иранской атомной инфраструктуры. США поддержали Израиль и 22 июня нанесли свои удары, в том числе по ядерным объектам. В ответ Иран привел армию в боевую готовность и официально заявил о возможности перекрытия Ормузского пролива. Также были активизированы йеменские хуситы, которые пообещали атаковать американские суда в Красном море.
Политическая реакция Тегерана: решение парламента и заявления военных
Член иранской парламентской комиссии по национальной безопасности Исмаил Коусари заявил о решении парламента закрыть Ормузский пролив. Окончательное слово — за Высшим советом национальной безопасности, который фактически возглавляет аятолла Али Хаменеи.
Глава ВМС КСИР генерал Алиреза Тангсири заявил, что Иран способен закрыть пролив в течение нескольких часов, если "агрессия против суверенитета страны продолжится". Это не просто риторика: иранский флот и береговые ракетные комплексы способны физически блокировать судоходный коридор шириной всего 3,7 км.
Экономические последствия: «нефть по $200» и глобальный шок
По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, блокировка Ормузского пролива может вызвать взрывной рост цен на нефть — до $200 и выше за баррель. Это приведёт к цепной реакции:
-
Резкий рост издержек на топливо для грузоперевозчиков, авиалиний и производителей.
-
Снижение объёмов логистики и даже остановка грузового транспорта на отдельных маршрутах.
-
Нарушения поставок продовольствия, стройматериалов, промышленных товаров.
-
Закрытие производств, завязанных на глобальные цепочки поставок.
-
Инфляционный скачок, особенно в уязвимых странах Европы и США.
Наибольший удар, по оценкам экспертов, придётся на Евросоюз и США, в денежном выражении — десятки миллиардов долларов прямых и косвенных потерь.
Риски для судоходства: позиция Maersk и глобальные перевозки
Крупнейшие судоходные компании уже следят за развитием событий. Датская Maersk, один из мировых лидеров в контейнерных перевозках, заявила, что её суда продолжают проходить Ормуз, но ситуация находится под пристальным контролем. Любое усиление конфликта или фактическая блокировка приведут к изменению маршрутов, удорожанию логистики и росту страховых тарифов на морские перевозки в регионе.
На конец июня 2025 года:
-
Более 1000 судов скопились в районе Ормузского пролива в ожидании прохода;
-
Навигация ограничена светлым временем суток — до 16 часов в день;
-
Зафиксированы перебои в работе навигационных систем и связи;
-
Некоторые капитаны принимают решение возвращаться, отказываясь от прохождения.
Геополитические последствия: нестабильность в Персидском заливе
Закрытие Ормузского пролива станет одним из крупнейших кризисов в мировой энергетике с 1970-х годов. Этот шаг может:
-
спровоцировать военное вмешательство США и их союзников для деблокирования прохода;
-
усилить напряжённость в регионе, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Ирак;
-
повысить риски диверсий, кибератак и террористической активности в регионе Персидского залива;
-
привести к переформатированию глобальных маршрутов поставок энергии, особенно в сторону Арктики и Африки.
Зона воздействия | Пострадавшие стороны | Последствия |
---|---|---|
Рост транспортных расходов и задержки | Операторы танкеров, фрахтователи | Увеличение времени доставки и затрат из-за обхода Африки |
Страхование | Судовладельцы, страховые компании | Рост страховых премий на военные и иные риски |
Нагрузка на альтернативные маршруты | Порты Красного моря и Восточной Африки | Перегрузка портов, увеличение сроков исполнения заказов |
Безопасность экипажей | Моряки, профсоюзы | Рост психологической нагрузки, отказы от маршрутов с высоким риском |
Срыв контрактных обязательств | Грузоотправители, покупатели, судовладельцы | Нарушение сроков поставки, форс-мажоры |
Глобальные цепочки поставок | Ритейл, производственные компании | Ценовая нестабильность, угрозы дефицита товаров |
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков