Назад
23.06.2025
Новости

Блокировка Ормузского пролива в июне 2025

Ормузский пролив — один из важнейших стратегических маршрутов в мировой торговле нефтью и сжиженным природным газом. Через этот узкий морской проход между Ираном и Оманом ежедневно проходит до 20% мировой нефти и более 30% СПГ, направляющихся в Азию, Европу и США. Любые угрозы его блокировки неизбежно вызывают тревогу на глобальных рынках. В июне 2025 года такие угрозы вновь обрели реальность на фоне эскалации конфликта между Ираном, Израилем и США.

Повод для эскалации: атаки Израиля и удары США

Ночью 13 июня Израиль начал операцию против Ирана, обвинив его в создании военной ядерной программы. Целями ударов стали объекты в Натанзе, Фордо и Исфахане, где сосредоточены ключевые компоненты иранской атомной инфраструктуры. США поддержали Израиль и 22 июня нанесли свои удары, в том числе по ядерным объектам. В ответ Иран привел армию в боевую готовность и официально заявил о возможности перекрытия Ормузского пролива. Также были активизированы йеменские хуситы, которые пообещали атаковать американские суда в Красном море.

Политическая реакция Тегерана: решение парламента и заявления военных

Член иранской парламентской комиссии по национальной безопасности Исмаил Коусари заявил о решении парламента закрыть Ормузский пролив. Окончательное слово — за Высшим советом национальной безопасности, который фактически возглавляет аятолла Али Хаменеи.

Глава ВМС КСИР генерал Алиреза Тангсири заявил, что Иран способен закрыть пролив в течение нескольких часов, если "агрессия против суверенитета страны продолжится". Это не просто риторика: иранский флот и береговые ракетные комплексы способны физически блокировать судоходный коридор шириной всего 3,7 км.

Экономические последствия: «нефть по $200» и глобальный шок

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, блокировка Ормузского пролива может вызвать взрывной рост цен на нефть — до $200 и выше за баррель. Это приведёт к цепной реакции:

  • Резкий рост издержек на топливо для грузоперевозчиков, авиалиний и производителей.

  • Снижение объёмов логистики и даже остановка грузового транспорта на отдельных маршрутах.

  • Нарушения поставок продовольствия, стройматериалов, промышленных товаров.

  • Закрытие производств, завязанных на глобальные цепочки поставок.

  • Инфляционный скачок, особенно в уязвимых странах Европы и США.

Наибольший удар, по оценкам экспертов, придётся на Евросоюз и США, в денежном выражении — десятки миллиардов долларов прямых и косвенных потерь.

Риски для судоходства: позиция Maersk и глобальные перевозки

Крупнейшие судоходные компании уже следят за развитием событий. Датская Maersk, один из мировых лидеров в контейнерных перевозках, заявила, что её суда продолжают проходить Ормуз, но ситуация находится под пристальным контролем. Любое усиление конфликта или фактическая блокировка приведут к изменению маршрутов, удорожанию логистики и росту страховых тарифов на морские перевозки в регионе.

На конец июня 2025 года:

  • Более 1000 судов скопились в районе Ормузского пролива в ожидании прохода;

  • Навигация ограничена светлым временем суток — до 16 часов в день;

  • Зафиксированы перебои в работе навигационных систем и связи;

  • Некоторые капитаны принимают решение возвращаться, отказываясь от прохождения.

Геополитические последствия: нестабильность в Персидском заливе

Закрытие Ормузского пролива станет одним из крупнейших кризисов в мировой энергетике с 1970-х годов. Этот шаг может:

  • спровоцировать военное вмешательство США и их союзников для деблокирования прохода;

  • усилить напряжённость в регионе, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Ирак;

  • повысить риски диверсий, кибератак и террористической активности в регионе Персидского залива;

  • привести к переформатированию глобальных маршрутов поставок энергии, особенно в сторону Арктики и Африки.


Зона воздействия Пострадавшие стороны Последствия
Рост транспортных расходов и задержки Операторы танкеров, фрахтователи Увеличение времени доставки и затрат из-за обхода Африки
Страхование Судовладельцы, страховые компании Рост страховых премий на военные и иные риски
Нагрузка на альтернативные маршруты Порты Красного моря и Восточной Африки Перегрузка портов, увеличение сроков исполнения заказов
Безопасность экипажей Моряки, профсоюзы Рост психологической нагрузки, отказы от маршрутов с высоким риском
Срыв контрактных обязательств Грузоотправители, покупатели, судовладельцы Нарушение сроков поставки, форс-мажоры
Глобальные цепочки поставок Ритейл, производственные компании Ценовая нестабильность, угрозы дефицита товаров
База знаний

Связаться с нами

Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков