Назад
23.06.2025
База знаний

Ж/Д доставка в составе сборных грузов

Ж/Д сборных грузов

Железнодорожные перевозки в формате сборных грузов (LCL — Less than Container Load) становятся всё более востребованными среди компаний, которым необходимо доставить товар в ограниченном объёме, не арендуя целый контейнер. Такая схема позволяет оптимизировать расходы, упростить логистику и сохранить контроль над поставками при небольших объёмах и регулярных отгрузках. Особенно актуален этот формат для перевозок между Китаем и Россией, а также по основным внутренним маршрутам.

Что такое сборный ЖД-груз и как он работает

Сборный груз — это партия товара, не заполняющая весь контейнер. В таких случаях логистическая компания объединяет несколько таких грузов от разных отправителей, следующих в одном направлении, и формирует один транспортный модуль: контейнер, вагон или платформу.

Грузы проходят консолидацию на складе отправления, сопровождаются отдельными документами и доставляются до пункта назначения, где происходит деконсолидация и передача получателям.

Этот формат доставки особенно выгоден при объёмах от 0,5 до 10–12 кубометров или до 2 тонн груза, когда аренда целого контейнера экономически нецелесообразна.

Где применяется ЖД-доставка сборных грузов

Формат сборных отправок широко используется в следующих случаях:

  • при регулярной закупке небольших партий товаров у производителей в Китае, Казахстане, Европе;

  • при доставке товаров на маркетплейсы;

  • для снабжения региональных складов;

  • в логистике электронной коммерции;

  • в рамках мультибрендовой или мультипоставочной цепочки поставок.

Преимущества железнодорожной LCL-доставки

1. Экономия на транспортных расходах.
Оплата производится только за фактически занимаемый объём или вес, а не за весь контейнер. Это особенно важно для компаний, работающих с небольшими партиями или разными поставщиками.

2. Оптимальные сроки доставки.
В отличие от морского транспорта, доставка по ЖД идёт быстрее и по чёткому графику. В среднем, груз из Китая до Москвы доставляется за 20–25 дней, а по внутренним маршрутам — за 5–9 суток.

3. Высокая надёжность.
Железнодорожный транспорт менее подвержен погодным условиям и ограничениям, характерным для морских портов или автомобильных маршрутов.

4. Упрощённое оформление.
Логистический оператор берёт на себя оформление всей документации — от накладных до таможенных деклараций.

5. Широкая география.
Сборные ЖД-маршруты покрывают основные города России, Казахстана, Китая, Беларуси и европейских стран.

Этапы железнодорожной LCL-перевозки

1. Консолидация на складе.
Груз клиента доставляется на терминал отправления. Там он проверяется, маркируется, упаковывается и объединяется с другими грузами, следующими по тому же маршруту.

2. Формирование контейнера.
Грузы от разных отправителей размещаются в один контейнер с учётом веса, объёма, совместимости и требований к упаковке.

3. Оформление транспортных и таможенных документов.
Логистический оператор оформляет железнодорожную накладную, экспортную или импортную декларацию, сертификаты и инвойсы.

4. Доставка по железной дороге.
Контейнер отправляется в составе регулярного поезда или блока с промежуточной остановкой на станции выгрузки.

5. Деконсолидация и выдача получателю.
В пункте прибытия груз разбирается по заказчикам. Возможна доставка «последней мили» автотранспортом.

География маршрутов

Наиболее популярные направления сборных ЖД-перевозок:

Международные маршруты:

  • Китай (Сиань, Чунцин, Иу) — Москва, Екатеринбург, Новосибирск;

  • Европа — Москва, Санкт-Петербург;

  • Казахстан, Узбекистан — Центральная Россия;

  • Турция — Россия (в составе мультимодальных маршрутов через Грузию или Каспийское море).

Внутрироссийские маршруты:

  • Москва — Владивосток, Хабаровск;

  • Санкт-Петербург — Уфа, Челябинск, Красноярск;

  • Новосибирск — Казань, Ростов-на-Дону.

Тарифообразование и расчёт стоимости

Стоимость доставки сборного груза зависит от следующих параметров:

  • объём и вес (выбирается максимальное значение — либо за м³, либо за 100 кг);

  • направление и расстояние;

  • срочность;

  • стоимость дополнительных услуг (упаковка, маркировка, last mile-доставка);

  • сезон (в периоды пиков загрузки возможны надбавки).

Примерные ориентиры (на лето 2025 года):

  • Китай — Москва: от $250–320 за 1 м³ или 200 кг;

  • Владивосток — Екатеринбург: от 15 000 руб. за 1 м³;

  • Москва — Иркутск: от 8 500 руб. за 1 м³.

Требования к упаковке и маркировке

Сборный груз должен быть:

  • надёжно упакован (в ящики, паллеты, обрешётку);

  • промаркирован (штрих-код, номер партии, пункт назначения);

  • защищён от деформации, влаги и вибрации;

  • оформлен в соответствии с требованиями к транспортировке (включая опасные грузы при необходимости).

Некачественная упаковка — одна из главных причин задержек или повреждения при LCL-доставке.

Какие документы потребуются

Для оформления ЖД-доставки сборного груза необходимы.

Тип документа Необходимость Применяется при
Инвойс Обязательно Все маршруты
Упаковочный лист Обязательно Все маршруты
Железнодорожная накладная Обязательно Все маршруты
Заявка на перевозку Обязательно Все маршруты
Таможенная декларация Обязательно Импорт/экспорт
Сертификаты соответствия По товару Продукты, техника, косметика
Контракт Обязательно ВЭД
Доверенность Часто Для получателя
Акт приёмки При необходимости Споры/повреждение

Железнодорожная доставка сборных грузов — эффективный логистический инструмент для бизнеса, стремящегося сократить издержки без ущерба для стабильности и сроков. Это особенно актуально при поставках из Китая, по внутрироссийским маршрутам и в рамках гибкой дистрибуции.

Выбирая проверенного оператора и правильно подготавливая груз, можно получить устойчивый, надёжный и экономически выгодный канал поставки.

База знаний

Связаться с нами

Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков