Северный морской путь: что это такое?

Северный морской путь (СМП) — это крупнейшая национальная морская транспортная артерия России и один из наиболее перспективных маршрутов международной логистики в 2025 году. На фоне роста нестабильности в международной торговле, перегрузки традиционных направлений и пересмотра глобальных логистических цепочек, СМП вновь становится привлекательным как для импорта, так и для транзитных перевозок между Азией и Европой.
В этом году Северный морской путь подтверждает свою стратегическую роль — он предлагает надёжную, быструю и всё более доступную альтернативу таким направлениям, как Суэцкий канал и Транссиб. Поток грузов по СМП увеличивается, а логистическая инфраструктура продолжает развиваться как в части ледокольного флота, так и в сегменте портов и терминалов.
География маршрута: почему СМП выгоднее
Северный морской путь проходит вдоль арктического побережья России — от Карского моря до Берингового пролива. Это кратчайший морской маршрут между Европой и Азией. Например, расстояние между Шанхаем и Санкт-Петербургом по СМП составляет около 15 200 км, тогда как через Суэцкий канал — более 22 000 км, а через южный маршрут вокруг Африки — почти 30 000 км.
За счёт сокращения расстояния уменьшается срок доставки и расход топлива, а также исключаются транзитные сборы за проход через международные каналы. В условиях роста фрахта и логистических издержек, СМП становится особенно привлекательным для компаний, стремящихся оптимизировать поставки из Китая, Кореи, Индии и других стран ЮВА.
Историческая справка
Первое документальное упоминание о возможности морских перевозок вдоль северного побережья России относится к XVI–XVII векам. Однако официальным моментом открытия Севморпути считается 1932 год, когда под руководством Отто Шмидта ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прошёл маршрут за одну навигацию без зимовки. Этот факт стал доказательством жизнеспособности маршрута для хозяйственного и промышленного освоения Арктики.
Актуальность СМП среди российских импортеров
Сегодня СМП — это не только маршрут между регионами России, но и полноценный международный логистический коридор, связывающий Китай, Корею и другие азиатские страны с европейской частью России.
По данным группы компаний «Дело» и Росатома, в 2023 году объём перевозок по СМП составил свыше 36 миллионов тонн, из них 2,1 млн тонн пришлись на транзитные контейнерные грузы. В 2024 году рост продолжился: количество международных рейсов удвоилось, а в 2025 ожидается дальнейшее расширение. Особенно активна китайская судоходная компания NewNew Shipping Line, выполнившая более 13 рейсов в год по маршруту Китай — Россия.
СМП активно используется и для каботажных перевозок: между Санкт-Петербургом, Мурманском, Архангельском, Певеком, Сабеттой, Находкой и Петропавловском-Камчатским действуют регулярные линии, а графики судозаходов публикуются заранее.
Сезон навигации и инфраструктура
Навигационный сезон по СМП длится с 1 июля по 15 ноября, однако с помощью атомных ледоколов возможны рейсы вне этого периода. Управление маршрутом централизовано: функции контроля, допуска судов и навигационного сопровождения выполняет ФГБУ «ГлавСевморпуть», а обеспечением безопасности занимается ФГУП «Атомфлот» — оператор единственного в мире атомного ледокольного флота.
В 2024 году на маршруте было задействовано до 18 ледоколов, включая: «50 лет Победы», «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач». Такая инфраструктура позволяет обеспечить стабильную работу маршрута даже в условиях тяжёлой ледовой обстановки.
Логистика и условия перевозки
Контейнерные перевозки по СМП в 2025 году организованы как по международным, так и по каботажным схемам. Для международных грузов (например, Шанхай — Санкт-Петербург) предлагаются прямые рейсы с фиксированными сроками отправки и прибытия.
Все перевозки выполняются с учётом специфики маршрута. Контейнеры пломбируются, груз оформляется по стандартам неопасного, неподконтрольного груза. Доставка осуществляется на условиях FILO (погрузка включена, выгрузка по тарифу судна). Возможна фидерная доставка груза до основного порта, если оборудование отсутствует на месте.
Средняя температура в южной части маршрута летом составляет +2…+6 °C, влажность в трюмах — до 70%. Поэтому перевозчикам рекомендуется использовать влагозащитную упаковку, прокладки, обрешётку и контролировать герметичность контейнеров.
Технологические особенности флота
На маршруте задействованы как суда ледового класса Panamax, так и новые контейнеровозы ARC7 с возможностью автономного движения во льдах. В будущем ожидается увеличение количества судов, ориентированных на арктические перевозки, в том числе через совместные проекты Росатома и китайских судоходных линий.
Преимущества СМП
Преимущество | Пояснение |
---|---|
Скорость | Быстрее маршрута через Суэц на 10–15 дней |
Безопасность | Исключение пиратских зон и политически нестабильных регионов |
Отсутствие перегрузки | Нет очередей в портах и задержек на терминалах |
Государственная поддержка | Субсидии, цифровая навигация, ледокольное обеспечение |
Инфраструктура | Порты, терминалы, ледокольный флот, управление от «ГлавСевморпуть» |
Кому подойдёт доставка по СМП
Северный морской путь уже сегодня активно используют:
- импортеры товаров из Китая и ЮВА в северо-западные регионы России;
- экспортёры, отгружающие товары на Дальний Восток и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
- логистические компании, выстраивающие устойчивые маршруты в обход Суэца;
- участники государственных и инфраструктурных проектов на Чукотке, Ямале и в Магадане;
- операторы проектной логистики: доставка крупногабаритного оборудования, стройматериалов, элементов ВИЭ.
Компании, использующие СМП, получают доступ к прямому и эффективному коридору между Азией и Европой. Учитывая тенденции последних лет, можно с уверенностью говорить, что роль СМП в глобальной логистике будет только расти.
Контейнерные перевозки по Северному морскому пути
В 2025 году Севморпуть уверенно закрепляется как востребованный маршрут для контейнерных грузоперевозок. Отмечается стабильный рост интереса к этому направлению со стороны клиентов. На фоне перегрузки традиционных маршрутов, задержек и удорожания логистики, всё больше грузоотправителей выбирают СМП как эффективное решение.
Компания «ТД «Партнёр» занимается организацией контейнерных грузоперевозок через Севморпуть как в рамках международных маршрутов (например, Китай — Санкт-Петербург), так и по внутренним каботажным линиям. Мы учитываем все особенности арктического маршрута: погодные условия, стыковки, фидерную доставку, наличие порожнего оборудования.
Работая напрямую с операторами СМП и ледокольного флота, мы обеспечиваем стабильность поставок даже в ограниченный навигационный период. Если вам важно доставить груз вовремя и без рисков — Севморпуть и наша команда готовы к решению этой задачи.
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков