Инновации в морских грузоперевозках: прогнозы и реальность для 2025 года

Морские грузоперевозки продолжают развиваться, но многие из планируемых нововведений встречают значительные трудности в реализации. Рассмотрим, какие инновации ожидались и что реально будет возможно к 2025 году.
Автоматизация и автономные суда
Планы: Rolls-Royce и Kongsberg активно работали над созданием автономных судов, которые могли бы работать без экипажа, обещая значительное снижение затрат и повышение безопасности. Еще в далеком 2018 году были поданы надежды.
Реальность: Несмотря на существенные успехи в разработке технологий автономной навигации и контроля, полное коммерческое внедрение автономных судов задерживается. Основные препятствия включают сложные регуляторные вопросы и технические ограничения. К 2025 году мы, вероятно, увидим только ограниченные тестовые запуски таких судов (ITU Online) (GlobalTradeFuture).
Устойчивое развитие и экология
Планы: Судоходные компании стремятся перейти на альтернативные виды топлива, такие как СПГ, биотопливо и водород, чтобы уменьшить углеродный след.
Реальность: В 2022 году около 930,000 тонн биотоплива было использовано в Сингапуре и Роттердаме, что составляет лишь небольшую долю от общего потребления топлива в судоходстве. К 2025 году использование гибридных и возобновляемых источников энергии будет продолжать расти, но значительный прорыв в этой области ожидается значительно позже (DNV.com - When trust matters - DNV) (European Maritime Safety Agency).
Цифровизация и блокчейн
Планы: Внедрение технологий блокчейн должно было повысить прозрачность и безопасность логистических процессов, облегчая документооборот и снижая риск мошенничества.
Реальность: Широкое распространения для судоходных линий новшество не получило. Например, в России до сих пор перевозчики при заходе в порт загружают 33 скана бумажных документов, а при выходе – 39 скан-копий в пять структур. Есть только несколько гигантов, которым удалось продвинуться в данном направлении:
-
Maersk и IBM. Одним из ярких примеров успешного внедрения блокчейн в морские грузоперевозки является платформа TradeLens, разработанная совместно Maersk и IBM. TradeLens использует блокчейн для создания единой цепочки поставок, позволяя всем участникам отслеживать движение товаров в режиме реального времени и снижать количество бумажной документации. На данный момент более 100 организаций, включая порты, таможенные службы и логистические компании, подключены к платформе TradeLens.
-
CargoSmart и Cosco. Другая инициатива, использующая блокчейн, включает партнерство CargoSmart и Cosco, которые запустили проект Global Shipping Business Network (GSBN). Эта платформа позволяет улучшить обмен данными между всеми участниками цепочки поставок, повышая эффективность и прозрачность логистических операций.
Интеллектуальные порты
Планы: Разработка умных портов с использованием IoT, больших данных и ИИ для оптимизации процессов погрузки и разгрузки.
Реальность: Некоторые крупные порты уже внедрили элементы интеллектуальных систем, но полная автоматизация всех процессов требует значительных инвестиций и времени. По мнению экспертов, при благоприятном развитии к 2050-ым гг. можно говорить о повсеместном выполнении плана. А пока ознакомимся, как удалось начать реализацию проекта масштабным логистическим узлам:
-
Порт Лос-Анджелеса. Здесь используются IoT и большие данные для оптимизации логистических операций. Порт использует систему GE Transportation, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать движение контейнеров, что значительно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.
-
Порт Роттердама. Внедрение платформы Pronto позволяет сократить время ожидания судов и оптимизировать использование ресурсов. Эта платформа использует данные IoT и ИИ для прогнозирования и планирования операций, что снижает задержки и повышает общую эффективность работы порта.
-
Порт Сингапура — лидер в использовании умных технологий. Внедрение системы Next Generation Port 2030 предполагает использование автоматизированных кранов и автономных транспортных средств, что существенно ускоряет процессы обработки грузов и снижает операционные издержки. Также используются системы мониторинга состояния оборудования и прогнозирования на основе больших данных. Посмотреть концепцию порта можно на YouTube.
Несмотря на медленное внедрение некоторых технологий, прогресс неизбежен. Компании и порты по всему миру продолжают экспериментировать и внедрять новые решения, что постепенно приводит к более эффективной, безопасной и экологически чистой морской логистике. Примеры успешных проектов, таких как автономные суда Rolls-Royce и Kongsberg, интеллектуальные порты в Лос-Анджелесе и Сингапуре, а также использование блокчейна в логистических платформах Maersk и IBM, демонстрируют, что инновации уже начинают приносить свои плоды.
Дополнительные материалы
Для более детального ознакомления с примерами высокотехнологичных портов и инноваций в морских грузоперевозках рекомендуем посмотреть следующие видеоролики:
- Exploring world's biggest automated container terminal in Shanghai
- How China Built the World's First FULLY Automated 5G Port
- iTERMINALS 4.0 – APPLICATION OF INDUSTRY 4.0 TECHNOLOGIES TOWARDS DIGITAL PORT CONTAINER TERMINALS
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей!
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков