Назад
13.12.2024
База знаний

Экспедирование грузов в порту Санкт-Петербурга

Экспедирование грузов в порту Санкт-Петербурга

Экспедирование в порту Санкт-Петербурга (ТЭО) — это комплексная услуга, которая обеспечивает оперативную обработку и сопровождение грузов на всех этапах их перемещения через терминал. Без этих профессиональных знаний и опыта ваш контейнер может застрять в порту на долгие-долгие недели.

В статье мы разберем устройство терминалов, особенности работы с различными типами товаров, необходимые документы, виды проверок и риски, с которыми может столкнуться импортер.



Устройство терминалов


На территории Санкт-Петербурга действует пять главных морских узла по обработке контейнерного груза: Контейнерный терминал Санкт-Петербург (КТСП), Петролеспорт (ПЛП),Первый контейнерный терминал (ПКТ), Терминал морской рыбный порт (ТМРП), Порт Бронка (ММПК).

Они представляют собой сложные многофункциональные комплексы:

  • Причалы используются для швартовки судов, погрузки/разгрузки контейнеров.

  • Склад временного хранения (СВХ)для краткосрочного хранения импортируемых или экспортируемых товаров до завершения таможенных процедур.

  • Таможенный склад предназначен для длительного хранения товаров без необходимости немедленной уплаты таможенных платежей и налогов.

  • Досмотровые комплексы — специально оборудованные зоны для проверки грузов, например, инспекционно-досмотровый контроль (ИДК).

  • Зоны обработки документов и управления c представителями терминалов, таможенных органов, логистических и экспедиторских компаний.


Общая схема движения по территории лесного мола ПКТ На схеме выше представлено устройство ПКТ в качестве стандартизированного плана.

Зачастую именно инфраструктура становится решающим фактором для морских линий при выборе места отгрузки. Согласно нашему опыту, распределение линий на терминалах Санкт-Петербурга происходит следующим образом:

  • КТСП: MSC, Reel Shipping, Традэкс.
  • ПЛП: FSM, TM, M-Line, Традэкс.
  • ПКТ: Fesco, Torgmoll, FMG, OVP Shipping, Safetrans logistics.
  • ТМРП: E-line, Neco Line.
  • ММПК: OVP Shipping, M-Line, C-Shipping.

В порту каждая операция контролируется командой специалистов, отвечающей за все ключевые этапы. Рассмотрим их подробнее.



Экспедирование грузов в порту


Экспедирование начинается задолго до прибытия груза в порт. Всё начинается с вашей доверенности на экспедитора и подписания заявки на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО).

С этого момента экспедитор берет на себя полную ответственность за ваш груз: отслеживает судно, оперативно взаимодействует с морской линией при задержках и своевременно информирует вас о любых инцидентах.


Услуги экспедитора в порту

За 7-10 дней до захода фидера в порт Санкт-Петербурга линия начинает подавать на терминал Манифест — документ, который содержит детализированную информацию о грузах, перевозимых на судне: номера контейнеров или других грузовых единиц, типы грузов (например, рефрижераторные, опасные, генеральные), вес грузов, их объемные характеристики, пункты отправления и назначения, информацию об отправителе и получателе.

Во всей этой бюрократической пирамиде экспедитор следит за тем, чтобы в строчке его подотчетного контейнера не было допущено ошибок или опечаток.



Этапы экспедирования


Работа логистического специалиста (экспедитора) выглядит как четкий пошаговый процесс:


1. Подготовка до прибытия судна

Специалист получает данные о грузе от судоходной линии, включая манифест; оформляет и проверяет ключевые документы; уведомляет терминал о предстоящем прибытии груза; определяет, есть ли среди грузов подконтрольные товары (ветеринарный, фитосанитарный или опасный груз) и согласовывает их обработку.


2. Прибытие судна и выгрузка

Судно швартуется на причале терминала, например, КТСП или Петролеспорта. В это время экспедиторская компания готовит транспортные документы для подачи таможенной декларации.

Перед подачей декларации нужно:

  • Проверить документацию на соответствие требованиям.
  • Убедиться в наличии сертификатов/разрешений.

Если часть груза срочная, её можно выделить для дальнейшей транспортировки, оставив остальное на терминале. Это особенно полезно при нехватке времени или документов.

Обработка на терминале:

  • Контейнеры выгружаются в зоны временного хранения (СВХ).
  • Рефрижераторные грузы размещаются в камерах с поддержанием температуры.
  • Опасные позиции, например, токсичные красители (IMO 6.1), минуют склад и сразу отправляются на транспорт, так как их хранение на терминале нежелательно.

Взвешивание: В порту можно взвесить груз, что важно для товаров, облагаемых пошлинами за килограмм, таких как сигареты. Даже небольшая ошибка в расчёте веса может привести к штрафам. Процедура проводится как по требованию таможни, так и по инициативе клиента для предотвращения недоразумений.

При оформлении транзита точные данные о весе указываются в декларации.

Предварительные операции в порту

3. Таможенное оформление

Экспедитор передает документы брокеру для таможенного оформления.


На груз импортеру требуется пакет документов:

  • коносамент (Bill of Lading);
  • инвойс;
  • упаковочный лист;
  • таможенная декларация;
  • сертификаты соответствия (при необходимости);
  • ветеринарный/фитосанитарный сертификат (для подконтрольных грузов);
  • контракт между отправителем и получателем;
  • доверенность на экспедитора;
  • подтверждение оплаты груза;
  • документы на транспортное средство (при вывозе груза);
  • сертификат происхождения (при необходимости);
  • разрешительные документы (для отдельных товаров).

Если брокер находится в другом регионе и не может оперативно выполнить оформление, экспедитор может взять под свой контроль взвешивание, проверку документов и взаимодействие с таможней.


4. Подготовка к вывозу

После завершения импортного оформления в порту Санкт-Петербурга экспедитор подаёт заявку на вывоз груза с терминала. Доставка организуется наиболее удобным способом: автомобильным или железнодорожным транспортом — в зависимости от местоположения грузополучателя.

В порту также доступен режим внутритаможенного транзита (ВТТ), позволяющий перевозить контейнеры с таможенными пломбами для оформления груза на специализированных таможенных постах в другом городе, например, в Москве. Этот вариант подходит для акцизных товаров: алкогольная продукция, ювелирные изделия и драгоценности, табачные изделия, топливо.


5. Финальная проверка и вывоз

И здесь нет пределу совершенства. Экспедитор должен проконтролировать погрузку на транспорт, чтобы избежать повреждений, таких как вмятины или царапины, а также исключить недостачу товара. Еще раз сверить пломбы и их соответствие документам.

Результат такой заботы — ваш груз вовремя и в идеальном состоянии доставлен туда, где его ждут.



Особенности работы с различными типами грузов

Затронем тему непосредственной обработки на терминале.

Если у вас груз генеральный, неопасный, то получится выпуститься за 1-2 дня, но есть категории, вызывающие дополнительное внимание со стороны работников терминала:

  • Подконтрольные грузы: ветеринарный контроль (например, мясо, молочные продукты), фитосанитарный контроль (растения, дерево).

  • Опасные грузы: обрабатываются с повышенной осторожностью, часто выгружаются непосредственно на транспорт без складирования.

  • Рефконтейнеры: хранятся на специальных площадках с подключением к электропитанию.

  • Скоропортящиеся продукты: обрабатываются в приоритетном порядке, чтобы минимизировать риск порчи.


Прибывший в порт контейнер проходит проверки, которые могут быть обязательными или выборочными:

  • Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) — рентгеновский контроль контейнеров, в простонародье — “рамка”.

  • Взвешивание — проверка соответствия фактического веса заявленному.

  • Физический досмотр — растарка контейнера и проверка содержимого.

  • Документарный контроль — проверка правильности и полноты предоставленных документов.

  • Фитосанитарный контроль — необходим для продукции растительного происхождения.

  • Ветеринарный контроль — применяется для товаров животного происхождения.

  • Контроль Роспотребнадзора — касается продукции, имеющей свидетельство о государственной регистрации (например, пищевых продуктов, косметики).



Обязанности экспедитора


В обязанности экспедитора входит оформление и получение ключевых документов: коносаментов, таможенных деклараций, рейс-ордеров, приемо-сдаточных актов.

Он организует осмотр, взвешивание, перетарку или растарку, взаимодействуя с терминалами и линиями для своевременного выполнения операций. Координирует транспортировку грузов по морским, железнодорожным и автомобильным маршрутам, подбирает оптимальные схемы логистики, размещает заявки на терминалах КТСП, ПКТ, ПЛП, ТМРП и ММПК.

Представляет интересы клиента перед терминалами, транспортными компаниями и госорганами, устраняет проблемы, контролирует финансовые операции и предотвращает риски задержек, штрафов и дополнительных расходов.



Риски для импортера на терминалах Санкт-Петербурга


Многие компании уверены, что могут самостоятельно обрабатывать грузы в порту, но отсутствие профессионального экспедирования может обернуться рядом проблем:

  • Задержки в обработке груза: незнание процедур, правил терминалов и требований таможни может привести к задержкам в выпуске груза.

  • Штрафы и дополнительные расходы: ошибки в документации, несоответствие заявленных данных фактическим, нарушение правил хранения или транспортировки заканчиваются штрафами и увеличением затрат.

  • Увеличение времени ТО: процесс таможенного оформления может затянуться из-за ошибок при подаче документов или неполного их комплекта.

  • Риск порчи груза: неправильная организация хранения, несоблюдение условий погрузо-разгрузочных работ (ПРР) увеличивает вероятность повреждений или порчи.

  • Простой транспорта: несвоевременная подача груза на вывоз ведет к дополнительным расходам на транспорт и неустойку за простой около 2000 руб./час.

  • Потеря контроля:сложно отслеживать статус груза и оперативно реагировать на изменения в процессе морской грузоперевозки.


Экспедирование — это не излишняя роскошь, а необходимая услуга. При стоимости 4000–6000 рублей за контейнер оно становится настоящей находкой.

Экспедитор — тот самый человек, который сохранит ваш груз и нервы.


ТД "Партнер" — логистическая компания, предлагающая комплексные услуги по морским грузоперевозкам и экспедированию в портах России.

Контактные данные:



Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей!
База знаний

Связаться с нами

Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных