Экспедирование грузов в порту Санкт-Петербурга
Экспедирование в порту Санкт-Петербурга (ТЭО) — это комплексная услуга, которая обеспечивает оперативную обработку и сопровождение грузов на всех этапах их перемещения через терминал. Без этих профессиональных знаний и опыта ваш контейнер может застрять в порту на долгие-долгие недели.
В статье мы разберем устройство терминалов, особенности работы с различными типами товаров, необходимые документы, виды проверок и риски, с которыми может столкнуться импортер.
Устройство терминалов
На территории Санкт-Петербурга действует пять главных морских узла по обработке контейнерного груза: Контейнерный терминал Санкт-Петербург (КТСП), Петролеспорт (ПЛП),Первый контейнерный терминал (ПКТ), Терминал морской рыбный порт (ТМРП), Порт Бронка (ММПК).
Они представляют собой сложные многофункциональные комплексы:
-
Причалы используются для швартовки судов, погрузки/разгрузки контейнеров.
-
Склад временного хранения (СВХ)для краткосрочного хранения импортируемых или экспортируемых товаров до завершения таможенных процедур.
-
Таможенный склад предназначен для длительного хранения товаров без необходимости немедленной уплаты таможенных платежей и налогов.
-
Досмотровые комплексы — специально оборудованные зоны для проверки грузов, например, инспекционно-досмотровый контроль (ИДК).
-
Зоны обработки документов и управления c представителями терминалов, таможенных органов, логистических и экспедиторских компаний.
На схеме выше представлено устройство ПКТ в качестве стандартизированного плана.
Зачастую именно инфраструктура становится решающим фактором для морских линий при выборе места отгрузки. Согласно нашему опыту, распределение линий на терминалах Санкт-Петербурга происходит следующим образом:
- КТСП: MSC, Reel Shipping, Традэкс.
- ПЛП: FSM, TM, M-Line, Традэкс.
- ПКТ: Fesco, Torgmoll, FMG, OVP Shipping, Safetrans logistics.
- ТМРП: E-line, Neco Line.
- ММПК: OVP Shipping, M-Line, C-Shipping.
В порту каждая операция контролируется командой специалистов, отвечающей за все ключевые этапы. Рассмотрим их подробнее.
Экспедирование грузов в порту
Экспедирование начинается задолго до прибытия груза в порт. Всё начинается с вашей доверенности на экспедитора и подписания заявки на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО).
С этого момента экспедитор берет на себя полную ответственность за ваш груз: отслеживает судно, оперативно взаимодействует с морской линией при задержках и своевременно информирует вас о любых инцидентах.
За 7-10 дней до захода фидера в порт Санкт-Петербурга линия начинает подавать на терминал Манифест — документ, который содержит детализированную информацию о грузах, перевозимых на судне: номера контейнеров или других грузовых единиц, типы грузов (например, рефрижераторные, опасные, генеральные), вес грузов, их объемные характеристики, пункты отправления и назначения, информацию об отправителе и получателе.
Во всей этой бюрократической пирамиде экспедитор следит за тем, чтобы в строчке его подотчетного контейнера не было допущено ошибок или опечаток.
Этапы экспедирования
Работа логистического специалиста (экспедитора) выглядит как четкий пошаговый процесс:
1. Подготовка до прибытия судна
Специалист получает данные о грузе от судоходной линии, включая манифест; оформляет и проверяет ключевые документы; уведомляет терминал о предстоящем прибытии груза; определяет, есть ли среди грузов подконтрольные товары (ветеринарный, фитосанитарный или опасный груз) и согласовывает их обработку.
2. Прибытие судна и выгрузка
Судно швартуется на причале терминала, например, КТСП или Петролеспорта. В это время экспедиторская компания готовит транспортные документы для подачи таможенной декларации.
Перед подачей декларации нужно:
- Проверить документацию на соответствие требованиям.
- Убедиться в наличии сертификатов/разрешений.
Если часть груза срочная, её можно выделить для дальнейшей транспортировки, оставив остальное на терминале. Это особенно полезно при нехватке времени или документов.
Обработка на терминале:
- Контейнеры выгружаются в зоны временного хранения (СВХ).
- Рефрижераторные грузы размещаются в камерах с поддержанием температуры.
- Опасные позиции, например, токсичные красители (IMO 6.1), минуют склад и сразу отправляются на транспорт, так как их хранение на терминале нежелательно.
Взвешивание: В порту можно взвесить груз, что важно для товаров, облагаемых пошлинами за килограмм, таких как сигареты. Даже небольшая ошибка в расчёте веса может привести к штрафам. Процедура проводится как по требованию таможни, так и по инициативе клиента для предотвращения недоразумений.
При оформлении транзита точные данные о весе указываются в декларации.
3. Таможенное оформление
Экспедитор передает документы брокеру для таможенного оформления.
На груз импортеру требуется пакет документов:
- коносамент (Bill of Lading);
- инвойс;
- упаковочный лист;
- таможенная декларация;
- сертификаты соответствия (при необходимости);
- ветеринарный/фитосанитарный сертификат (для подконтрольных грузов);
- контракт между отправителем и получателем;
- доверенность на экспедитора;
- подтверждение оплаты груза;
- документы на транспортное средство (при вывозе груза);
- сертификат происхождения (при необходимости);
- разрешительные документы (для отдельных товаров).
Если брокер находится в другом регионе и не может оперативно выполнить оформление, экспедитор может взять под свой контроль взвешивание, проверку документов и взаимодействие с таможней.
4. Подготовка к вывозу
После завершения импортного оформления в порту Санкт-Петербурга экспедитор подаёт заявку на вывоз груза с терминала. Доставка организуется наиболее удобным способом: автомобильным или железнодорожным транспортом — в зависимости от местоположения грузополучателя.
В порту также доступен режим внутритаможенного транзита (ВТТ), позволяющий перевозить контейнеры с таможенными пломбами для оформления груза на специализированных таможенных постах в другом городе, например, в Москве. Этот вариант подходит для акцизных товаров: алкогольная продукция, ювелирные изделия и драгоценности, табачные изделия, топливо.
5. Финальная проверка и вывоз
И здесь нет пределу совершенства. Экспедитор должен проконтролировать погрузку на транспорт, чтобы избежать повреждений, таких как вмятины или царапины, а также исключить недостачу товара. Еще раз сверить пломбы и их соответствие документам.
Результат такой заботы — ваш груз вовремя и в идеальном состоянии доставлен туда, где его ждут.
Особенности работы с различными типами грузов
Затронем тему непосредственной обработки на терминале.
Если у вас груз генеральный, неопасный, то получится выпуститься за 1-2 дня, но есть категории, вызывающие дополнительное внимание со стороны работников терминала:
-
Подконтрольные грузы: ветеринарный контроль (например, мясо, молочные продукты), фитосанитарный контроль (растения, дерево).
-
Опасные грузы: обрабатываются с повышенной осторожностью, часто выгружаются непосредственно на транспорт без складирования.
-
Рефконтейнеры: хранятся на специальных площадках с подключением к электропитанию.
-
Скоропортящиеся продукты: обрабатываются в приоритетном порядке, чтобы минимизировать риск порчи.
Прибывший в порт контейнер проходит проверки, которые могут быть обязательными или выборочными:
-
Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) — рентгеновский контроль контейнеров, в простонародье — “рамка”.
-
Взвешивание — проверка соответствия фактического веса заявленному.
-
Физический досмотр — растарка контейнера и проверка содержимого.
-
Документарный контроль — проверка правильности и полноты предоставленных документов.
-
Фитосанитарный контроль — необходим для продукции растительного происхождения.
-
Ветеринарный контроль — применяется для товаров животного происхождения.
-
Контроль Роспотребнадзора — касается продукции, имеющей свидетельство о государственной регистрации (например, пищевых продуктов, косметики).
Обязанности экспедитора
В обязанности экспедитора входит оформление и получение ключевых документов: коносаментов, таможенных деклараций, рейс-ордеров, приемо-сдаточных актов.
Он организует осмотр, взвешивание, перетарку или растарку, взаимодействуя с терминалами и линиями для своевременного выполнения операций. Координирует транспортировку грузов по морским, железнодорожным и автомобильным маршрутам, подбирает оптимальные схемы логистики, размещает заявки на терминалах КТСП, ПКТ, ПЛП, ТМРП и ММПК.
Представляет интересы клиента перед терминалами, транспортными компаниями и госорганами, устраняет проблемы, контролирует финансовые операции и предотвращает риски задержек, штрафов и дополнительных расходов.
Риски для импортера на терминалах Санкт-Петербурга
Многие компании уверены, что могут самостоятельно обрабатывать грузы в порту, но отсутствие профессионального экспедирования может обернуться рядом проблем:
-
Задержки в обработке груза: незнание процедур, правил терминалов и требований таможни может привести к задержкам в выпуске груза.
-
Штрафы и дополнительные расходы: ошибки в документации, несоответствие заявленных данных фактическим, нарушение правил хранения или транспортировки заканчиваются штрафами и увеличением затрат.
-
Увеличение времени ТО: процесс таможенного оформления может затянуться из-за ошибок при подаче документов или неполного их комплекта.
-
Риск порчи груза: неправильная организация хранения, несоблюдение условий погрузо-разгрузочных работ (ПРР) увеличивает вероятность повреждений или порчи.
-
Простой транспорта: несвоевременная подача груза на вывоз ведет к дополнительным расходам на транспорт и неустойку за простой около 2000 руб./час.
-
Потеря контроля:сложно отслеживать статус груза и оперативно реагировать на изменения в процессе морской грузоперевозки.
Экспедирование — это не излишняя роскошь, а необходимая услуга. При стоимости 4000–6000 рублей за контейнер оно становится настоящей находкой.
Экспедитор — тот самый человек, который сохранит ваш груз и нервы.
ТД "Партнер" — логистическая компания, предлагающая комплексные услуги по морским грузоперевозкам и экспедированию в портах России.
Контактные данные:
- Почта info.sea@tdpartner.ru
- Телефон +7 (499) 111-38-83
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей!
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков