Назад
04.04.2025
Советы экспертов

Резкое падение ставок в логистике 2025 год: тревожный сигнал для рынка

По данным BIMCO, в первом квартале 2025 года средние контейнерные фрахтовые ставки на экспорт из Китая упали сразу на 28%. Это стало самым резким снижением за последние два десятилетия. Индекс контейнерных фрахтов CCFI (China Containerized Freight Index), отражающий стоимость перевозок по десяти крупнейшим портам Китая, снизился с 1 548 до 1 112 пунктов.

Для сравнения, с 2006 года снижение индекса CCFI в первом квартале в среднем составляло всего 2%, а падение более чем на 10% происходило лишь четыре раза. Предыдущий крупнейший спад был зафиксирован в 2023 году, когда ставки просели на 24%.

Главные причины — жесткая конкуренция между морскими и железнодорожными перевозками, нестабильный спрос и рост избыточного предложения на рынке.



Почему снижение ставок — не всегда хорошая новость


Многие участники рынка воспринимают падение ставок как положительный фактор. Однако за этим могут скрываться серьёзные риски. Когда морские линии стремятся удержать клиентов за счёт резкого снижения тарифов, они нередко работают в убыток. Контейнеры отправляются полупустыми, сервис ухудшается, задерживаются сроки, а финансовая устойчивость перевозчиков резко падает.

В такой ситуации на рынке запускается порочный круг логистики:

  1. Ставки снижаются до минимума в борьбе за клиента.

  2. Линии недополучают прибыль.

  3. При первом же росте спроса — резко повышают тарифы.

Таким образом, краткосрочная экономия оборачивается непредсказуемыми расходами в будущем.



Переломный момент: рост ставок

Уже появляются сообщения о планируемом повышении фрахтовых ставок на май–июнь.

По рынку циркулируют данные о возможном росте ставок на уровне +1000 USD за TEU на популярных маршрутах и +750 USD за TEU на непопулярные, однако пока это неофициальная информация, и подтверждений от большинства линий нет.


Как избежать волатильности: рекомендации участникам рынка


Клиентам важно понимать: дешёвые ставки сегодня — это высокая цена завтра. Поведение, ориентированное только на краткосрочную выгоду, дестабилизирует рынок и провоцирует маятниковые колебания цен.

Что можно сделать:

  • Заключать долгосрочные договоры с экспедиторами, которые способны выявить риски ценообразования заранее.

  • Оценивать не только цену, но и стабильность сервиса.

  • Поддерживать партнёрские отношения с проверенными операторами.

  • Учитывать не только стоимость, но и риски задержек, перебоев и всплесков спроса.

Резкое снижение контейнерных ставок, на первый взгляд, выгодно для клиентов. Однако в условиях дисбаланса это приводит к убыткам для перевозчиков, сокращению мощностей и в итоге — к резкому росту цен. Единственный способ избежать повторения порочного круга — баланс интересов всех участников логистической цепи и переход к устойчивым, предсказуемым условиям работы. 



Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех логистических новостей!

База знаний

Связаться с нами

Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных