Контейнерные перевозки: как избежать резких скачков цен?
Морские грузоперевозки всегда отличались значительной изменчивостью. Этот рынок постоянно претерпевает изменения, и сегодня мы рассмотрим, как складывается ситуация с морскими перевозками в 2024 году и чего ожидать в 2025 году.
Обоз изменения цен на морские перевозки
За последние несколько лет ставки на фрахт были подвержены многочисленным колебаниям. Любые события, такие как военные конфликты, действия террористических группировок, новые регуляции Международной морской организации (IMO), или слияния крупных перевозчиков, мгновенно влияли на стоимость морских перевозок. Например, в мае 2024 года ставки на фрахт неожиданно выросли из-за действий хуситов в Красном море, что стало неприятным сюрпризом для многих участников рынка.
Несмотря на то что судоходные линии, которые работают в России, могут беспрепятственно проходить через Суэцкий канал, так как их головные офисы находятся в нейтральной зоне для хуситов, перевозчики всё же подняли ставки. Некоторые считают, что они намеренно нагнетали панику, чтобы извлечь дополнительную выгоду.
Долго было неясно, насколько серьезной является угроза и как безопасны альтернативные маршруты. В результате часть судоходных компаний начала обходить Суэцкий канал через Мыс Доброй Надежды. Некоторые делали перевалки в третьих странах или приостанавливали свои рейсы, чтобы переждать сложный период, а кто-то активно развивал перспективный Северный морской путь. Все эти действия приводили к дополнительным расходам, которые сначала ложились на плечи перевозчиков, а затем перераспределялись между всеми участниками цепочки морских перевозок.
На ставки фрахта также влияют и традиционные факторы:
- сезонные пики,
- праздники и выходные дни в разных странах (например, Золотая неделя в Китае),
- колебания валют,
- рост цен на топливо,
- доступность контейнеров и вместимость судов,
- погодные условия.
В мае 2024 года в портах наблюдался дефицит пустых контейнеров, перегрузка перевалочных пунктов и нехватка сервисов, способных удовлетворить возросший спрос.
Для иллюстрации изменений ставок с декабря 2023 года по июнь 2024 года предлагаем инфографику по направлениям из Китая во Владивосток, Новороссийск и Санкт-Петербург.
Прогноз изменения ставок на ближайшие месяцы
Согласно нашим прогнозам, в ближайшие месяцы ожидается следующее:
- В сентябре ставки по всем трем направлениям (Шанхай — Москва) стабилизируются, что предоставит клиентам больше выбора.
- Во второй половине сентября возможно незначительное повышение ставок на Дальнем Востоке, а также продление текущих уровней ставок по направлениям в Новороссийск и Санкт-Петербург.
- В октябре возможен рост ставок из-за высокого сезона и празднования Золотой недели в Китае.
- К концу ноября ожидается снижение ставок, если не произойдет никаких значительных событий.
Тенденции в 2024 году
Порты Дальнего Востока, лидеры по объему грузоперевозок на сегодняшний день, столкнулись с непростой ситуацией. Хотя в последние годы в регионе значительно увеличилась пропускная способность терминалов и сопутствующая инфраструктура, они все еще остаются недостаточными для обработки текущего объема грузов. Ожидание постановки на железнодорожные пути в настоящее время занимает около 25 дней. В попытке разгрузить терминалы Владивостока, Находки и Восточного, морские перевозчики предлагают скидки на направления в Новороссийск и Санкт-Петербург.
В преддверии Нового года импортеры также должны заранее планировать доставку своих товаров, чтобы они успели поступить на полки магазинов. Предприниматели стремятся к тому, чтобы все праздничные товары были проданы, а прибыль получена. Это означает, что в сентябре отправители должны отправить контейнеры, чтобы получатели успели забрать их с терминалов, доставить на свои склады, упаковать и реализовать в магазинах. Линии же понимают, что могут повысить ставки на фрахт и получить хорошую прибыль.
В конце календарного года также приближается период закрытия контрактов с китайскими поставщиками. Крупные торговые компании стараются отгрузить как можно больше товаров до декабря, что, в свою очередь, ведет к увеличению спроса и росту предложений.
Реакция морских линий
После ухода из России таких крупных игроков, как Maersk, CMA и Hapag-Lloyd, в 2022 году рынок стал менее предсказуемым. Новые перевозчики только начинают развиваться и приобретать необходимый опыт, что затрудняет прогнозирование ставок на фрахт.
Интересную стратегию продемонстрировала морская линия Hub Shipping Reel Shipping. В июне они заметили, что ситуация на рынке накаляется, и резко подняли свои тарифы на 2000 долларов США. Это решение было принято по нескольким причинам:
- Маршруты компании из Китая, Юго-Восточной Азии и Индии с перевалкой в Турции или Египте пользовались высоким спросом.
- Из-за большого объема заказов компания столкнулась с перегрузкой и не смогла обеспечить качественный сервис.
- В портах, особенно в Китае, возник дефицит оборудования, что еще больше усложнило ситуацию.
Повышение тарифов позволило сократить количество заказов и снизить нагрузку на сервис. После того как эти проблемы были решены, компания вернулась к конкурентным тарифам на направления в Санкт-Петербург и Владивосток.
Некоторые судоходные компании занимаются перевозкой грузов для конкретных клиентов. Например, Aurora Line сотрудничает с Газпромом и загружает более половины своих судов для этого заказчика. Остальные места на судне продаются на спотовом рынке по сниженным тарифам, чтобы избежать недозагрузки.
Есть также компании, работающие на каботажных маршрутах, таких как Санкт-Петербург – Калининград. Иногда им нужно доставить пустое оборудование в определенные направления, и чтобы не терять доход, они загружают свои суда в Китае сборным грузом от разных отправителей, что приносит дополнительную прибыль.
Итоги волатильности рынка
За последний год можно сказать, что ставки фрахта стали немного более стабильными. В 2022 году, особенно на фоне неопределенности, тарифы на фрахт достигали астрономических значений — около 12 000 долларов США. В настоящее время они снизились до более приемлемого уровня — около 7000-8000 долларов США.
Чтобы всегда быть в курсе последних новостей в сфере логистики, подписывайтесь на наш Telegram-канал. Мы публикуем актуальные обзоры и делимся инсайдерской информацией.
Вам может быть интересно
Связаться с нами
Заполните форму обратной связи, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для полного расчета стоимости и сроков